Новости История Даты FAQ Биографии Дискография Fun But True Тексты Garage Inc. Пресса Фотоархив Видео На главную страницу DownLOAD Форум E-mail Голосование Metclub Спонсоры
Fun But True
     A Мetallica между тем уже снова была в дороге. Металлисты 18 европейских городов с нетерпением ожидали у себя появления команды звезд под названием "Monsters Of Rock": Black Crowes, Queensryche, Motley Crue, Мetallica и "начальство" - AC/DC. "Это жутко здорово, - говорит Джейсон Ньюстед, - еще с 70-х мы все очень любили AC/DC, и сейчас мы очень рады играть с ними на одной сцене".
     "Да, да, - подхватывает Ульрих, - лучшей вещи я просто не могу себе представить! AC/DC - одна из групп, которыми я по-настоящему восхищаюсь и почитаю. В последнее время мне хотя и нравятся команды типа Faith No More или Red Hot Chili Peppers - они очень остроумны и не подходят ни к одной музыкальной категории - но они не из тех, кто влияет на Мetallica. AC/DC - вот про кого я могу такое сказать! К примеру, такие суперпростые барабаны на 'Metallica' - влияние как раз AC/DC. Так что турне с ними лично для меня - огромная честь. И потом, такое турне нам сейчас очень даже кстати. В Америке принято начинать гастроли не ранее чем через три месяца после выхода альбома, а сидеть все это время без дела - смертельно скучно. Что же касается нашей роли разогрева AC/DC, то я думаю, что до хэдлайнеров на "монстрах" нам еще далековато, нужно немного подождать. Тем более в Европе наш подъем за прошедшие лет шесть по сравнению со Штатами был не особенно большим. Скажу даже больше! Нам действительно в кайф играть в подпрограмме. Многие не понимают нас, но, честное слово, это так".
     Итак, 10 августа 1991 года "Монстры Рока" стартовали в Копенгагене. "Для меня это было самое крутое шоу во всем турне, - вспоминает Ларс Ульрих. - Мало того, что я выступал на своей родине, да еще на стадионе, где с пяти лет играл в теннис, там тренировалась наша команда".
     Заехав в польский городок Катовице, вся команда прибыла в знаменитый Касл Донингтон, где 17 августа отгремело основное шоу "Monsters Of Rock", после чего отправились колесить по всей Европе, проехавшись в общей сложности по 12 странам. Выступление Мetallica длилось час с небольшим, вследствие чего их концертный сэт был сокращен до минимума. Однако в этот час им невероятным образом удалось впихнуть все свои суперхиты, а также две новые вещи. Одним из запоминающихся моментов всех концертов был поющий Джейсон Ньюстед. Его лидирующий вокал можно было услышать не раз, и если еще на весенних немецких фестивалях 90-го года это было своеобразной хохмой, то теперь было видно, что это стало уже неотъемлемой частью шоу METALLICA. "Это классные перемены! - восторгается Джеймс Хэтфилд. - Ему нравится попеть "Seek & Destroy" и "Whiplash", а мне это дает возможность побольше побегать, поплеваться, чем раньше. Этот парень классно рычит, и мы дали возможность ему попеть - может быть, когда-нибудь у него получится что-нибудь более мелодичное и гармоничное. А нет - так нет. Мы всегда пробуем что-то новое на концертах - это ведь живой сейшн, и необязательно звучать точь-в-точь как на альбоме". Последнее шоу "Monsters Of Rock" прошло в испанской Барселоне 24 сентября, однако AC/DC и METALLICA пришлось отыграть еще один, ранее не планировавшийся, но тем не менее желаемый - как музыкантами, так и фэнами - концерт. Речь идет об уже ставшем у нас легендарным выступлении в Москве.
     Этого дня ждали долго. Очень долго. Еще несколько лет назад музыканты METALLICA в различных интервью говорили о том, что хотели бы выступить в России, в этой загадочной для них стране, где, по доходящим за океан слухам, очень много поклонников METALLICA. Ну, "много" - это еще мягко сказано. Вряд ли, наверное, можно найти группу, пользующуюся большей популярностью и уважением в бывшем Советском Союзе, чем эта калифорнийская четверка. Не один год METALLICA вдохновляла и будоражила умы сотен тысяч русских металлюг, точно так же, собственно, как и их коллег во всем мире, с той лишь разницей, что отечественные фэны никогда не только не видели своих кумиров живьем, но и не могли себе этого представить даже в самых бредовых мыслях. И хотя в России уже побывало немало звезд тяжелого рока, сообщение о приезде METALLICA и AC/DC в Москву казалось чем-то из области научной фантастики. Но тем не менее это было так. Всего за 26 дней поистине героическими усилиями компании "date2 Warner" с их стороны и фирмы "Biz Enterprises" с нашей был провернут этот невероятный проект по организации концерта "Monsters Of Rock" в Москве во славу победы россиян над путчистами 19-21 августа 1991 года.
     20 сентября в Нью-Йорке компания date2 Warner Inc. объявила о принятии приглашения правительства России и мэрии Москвы провести в субботу 28 сентября этот крупнейший в истории нашей страны рок-концерт.
     "Поле аэродрома для высадки этого рок-десанта выбрано не случайно, - сказал в одном из интервью президент Biz Enterprises Борис Зосимов. - Нам была нужна площадка, которая могла бы вместить всех желающих увидеть живьем своих кумиров, знакомых многим пока лишь по фото в журналах и кассетным записям. Приходите все! Даже миллион зрителей будет обеспечен качественным звуком и полноценным зрелищем, причем от концертов "Монстров Рока" в других странах наш будет отличаться тем, что он будет бесплатным. Хочется также сказать, что концерт в Тушино не надо путать с широко нашумевшей в прессе акцией "Голос Свободы" на Манежной площади, планировавшейся на то же число. Мы тоже празднуем свободу России, но у нас шум будет не в газетах, а на сцене".
     "Монстры" приехали, правда, в несколько измененном составе - с фестивального поезда сошли Motley Crue и Queensryche, которых заменили на техасских трэшеров Pantera и московских Э.С.Т. Однако такая рокировка нашим фэнам была, что называется, до барабана: ждали только ИХ, ждали даже больше AC/DC - хэдлайнеров фестиваля.
     Итак, 28 сентября 1991 года, Москва, аэродром Тушино, гигантская сцена, прокатившаяся уже по всей Европе. Известие о приезде METALLICA и AC/DC поставило на уши металлистов всей страны - на концерте можно было встретить людей даже из самой Сибири (!), не говоря уже о более близких районах. Они-то в основном и составляли полуторатысячную толпу, которая провела ночь с 27 на 28 число перед еще строящейся сценой. Жгли костры, играли на гитарах, пели, пили, поминая заодно пятилетие со дня смерти Клиффа Бертона, и до сих пор не могли поверить, что через несколько часов на этой сцене будут стоять ОНИ. Основная же масса начала стекаться на летное поле с самого раннего утра и в апогее достигла чуть ли не миллиона человек. "Мы ждали восемь лет!" - гласил один из многочисленных транспарантов, развевавшихся над людским морем, и, пожалуй, лучше всего передавал всю атмосферу и настроение происходившего на тушинском поле.
     Наконец в 17:40 из колонок раздалось традиционное, до боли знакомое интро и показались четверо черных монстров под названием METALLICA... Создавалось впечатление, что вот-вот раздастся ядерный взрыв и все Тушино провалится в преисподнюю. Земля буквально содрогалась под мощными аккордами до боли знакомых песен. Казалось, что даже воздух наполнился этой свинцовой тяжестью и готов рухнуть на эту и так истерзанную тысячами ног землю. Никаких слов не было нужно - это была METALLICA!
     После шоу музыканты во многих интервью восхищались нашими фэнами, признав тушинский концерт одним из лучших своих выступлений. Джеймс Хэтфилд заявил даже, что в будущем ни одно мировое турне METALLICA не обойдется без России. "Мы очень счастливы, что попали в число выступавших здесь, - сказал прямо перед выходом на сцену Джейсон Ньюстед, - это очень круто! Я чувствую себя хорошо, просто прекрасно. Нам всем понравилась Москва, METALLICA здесь очень тепло принимают, и мы видим, что она очень многое значит в России. А этот концерт, я думаю, станет как бы предисловием к тому, что может случиться позже, когда мы вернемся сюда со своим полным хэдлайн-шоу, и, может быть, даже с целым турне".
     Однако после концерта Джейсон восторгался намного меньше. Причиной тому были неумелые, необдуманные и чрезвычайно жестокие действия милиции и военных по отношению к публике, которые оставили далеко не лучшие впечатления о нашей стране не только у басиста METALLICA, но и во всем мире. "Стоя на такой огромной сцене, - говорит Джейсон, - всегда есть на чем сосредоточить свое внимание. Но в Москве я смотрел в глаза этим мальчишкам. Они пришли посмотреть на свои любимые группы, потанцевать, попрыгать. Я видел их страждущие глаза и тянущиеся руки, но потом их начали избивать. Зверски избивать! Охрана творила что-то не поддающееся осознанию! Я был просто в шоке! Конечно, контролировать такое количество народа - всегда большая проблема, но они, полагаю, даже понятия не имели как это делается, и просто били народ, оттаскивая некоторых потом к своим машинам. За всю свою жизнь я не видел более ужасного зрелища. Я был просто в депрессии".
     Джеймсу Хэтфилду больше всего запомнилась Красная Площадь. Впоследствии на вопрос о самом большом потрясении, испытанном им в этом двухгодичном турне, он ответил: "Красная Площадь. Когда мы приехали туда в первый раз (METALLICA побывала в самом сердце Москвы дважды - прим. автора) было что-то около полуночи, и мы были несколько пьяны. Когда же мы вышли из автобуса, лично у меня весь хмель тут же прошел. Меня внезапно охватило какое-то неописуемое чувство, все вокруг было как бы пронизано, пропитано ненавистью. Даже воздух был наполнен злом. Этот дух Ленина, сама архитектура на площади... Я по-настоящему испугался и быстро вернулся обратно в автобус. Не знаю, что это было, но я действительно испугался".
     Ларс Ульрих же, вспоминая Москву, говорит, что основные события для него происходили в ту же ночь перед концертом, когда, попив пивка, он вместе с Кирком Хэмметом поехал кататься на такси по городу. В два ночи посмотрели смену караула у Мавзолея Ленина, а ближе к рассвету приехали к российскому Белому Дому. "На том месте, где погибли те трое парней, мы встретили несколько молодых ребят, разбивших там целый палаточный городок, - рассказывает Кирк. - Они провели нас по площади, показали, где были баррикады, рассказали о тех днях. Это было очень впечатляюще. Мы забыли обо всех наших проблемах - там, на площади, мы действительно серьезно задумались о жизни и смерти".
     "В этой компании была пара гитар, - продолжает Ларс, - и мы попросили ребят сыграть чего-нибудь. Один из них спел нам "Wind Of Change" Scorpions. Так-то! А вы говорите: METALLICA, Bon Jovi, Guns N' Roses... Scorpions - вот что в России главнее всех других команд вместе взятых!"
     Кроме того, Ларс Ульрих был глубоко потрясен тем фактом, что для нашей молодежи музыка является не просто развлечением, а настоящим источником силы. "Мы везде сейчас на первых местах, - говорит он, - но там, на площади, не имело никакого значения - продали мы за неделю два миллиона пластинок или нет. Мы разговаривали с теми ребятами - они хотели свободы. У них те же надежды и желания, что и у других наших фэнов во всем мире. И это не зависит от того, на каком мы месте. на первом или на 1000. Мне запомнился один парнишка, который проскочил к нам в гостиницу. Я прогуливался в фойе, и он остановился передо мною со слезами на глазах. Я даже не знаю, как выразить охватившие меня чувства. Эти ребята были так воодушевлены уже одним только фактом, что мы приехали к ним, и сейчас мне очень приятно думать, что, может быть, наша музыка даст им что-то, за что можно было бы ухватиться".
     Итак, турне "Monsters Of Rock" было закончено, и METALLICA начали подготовку к собственному туру под названием "An Evening With METALLICA" - "Вечер с METALLICA". Первоначально в роли разогревающей команды планировались Skid Row. Однако в последний момент Себастьян Бах & Со. отказались от этой поездки, почувствовав, видимо, себя достаточно готовыми для своего собственного турне, чего впоследствии, кстати, так и не произошло. METALLICA же не стала искать замену Skid Row, получив шанс осуществить свою давнишнюю мечту - турне без поддержки.
     "На это было достаточно причин, - объясняет Хэммет. - Во-первых, не был свободен никто из тех групп, которые действительно заинтересовали бы нас. А во-вторых, мы выпустили уже пятый альбом, и нам хотелось представлять побольше материала, но не в ущерб старым песням. Мы хотели играть в равных пропорциях и старые, и новые вещи, для чего, естественно, было нужно больше времени".
     Впрочем, новшества в концертах METALLICA этим не исчерпывались. "Наше новое шоу на 360 градусов противоположно тому, что мы делали раньше," - рассказывал на пресс-конференции Ларс Ульрих, и это действительно было так. Прежде всего это выражалось в самой сцене. Это было довольно громоздкое и странное сооружение, не похожее ни на что сделанное кем-либо раньше. Разве что у Def Leppard в 88-89 году было нечто отдаленно напоминающее это. Однако идея построить такую сцену пришла в голову музыкантам не под влиянием конструкций их шеффилдских друзей. "Эта идея появилась года полтора назад, в аэропорту Амстердама, - говорит Ульрих. - Мы долго ждали своего самолета, и кто-то нарисовал очертания бриллианта, сказав, что такой можно сделать нашу будущую сцену".
     "Материализация чувственных идей, - как утверждал великий граф Калиостро, - это одна из труднейших и опаснейших задач нашей науки". Однако METALLICA все же удалось воплотить в жизнь все свои безумные идеи. Старушка Дорис казалась теперь какой-то детской игрушкой по сравнению с новой бриллиантообразной конструкцией с перекрещивающимися мостами (!) наверху, по своим размерам напоминающей скорее вертолетную площадку, чем место для выступления четверых музыкантов. Размахнулись наши герои не на шутку. То-то Хэтфилд недовольно ворчал в студии, что, мол, многовато денег на запись уходит. Похоже, что на проектирование, изготовление, а также ежедневную сборку-разборку, мягко говоря, сцены денег ушло никак не меньше, чем на все девять месяцев студийной работы. Впечатление это усиливало также то, что пришедшая на концерт публика наблюдала за всем происходящим не с одной, как обычно, а со всех четырех сторон - ну что-то вроде большого цирка. На самой же "арене", кроме двух барабанных установок Ларса, по очереди появляющихся как бы из-под земли и перемещающихся в разных направлениях по ходу концерта, больше ничего не было - ни привычных мониторов, ни аппаратуры и колонок. Звук шел сверху, прямо с потолка, а в небольших перерывах музыканты отдыхали прямо под сценой, где также распологались и их техники. Одним словом, группа находилась словно на необитаемом острове в бушующем море неистовствующих фанатов. Последние были даже на самой сцене! В прозванную самой METALLICA "змеиную яму", расположенную почти в самом центре сцены, каждое выступление продавалось от 50 до 100 билетов (в зависимости от зала). Места эти занимали различного рода почетные гости, друзья музыкантов, а также... пираты. "Зачем делать вид, что этого нет? - объясняет Ульрих. - Я видел огромнейшие списки наших бутлегов, чуть ли не полтысячи, и все они, прямо скажем, не блещут качеством. Так почему бы не дать желающим записать наш концерт попасть в самый центр сцены, место с самым качественным звуком? В прошлом турне мы уже пробовали пару раз поэкспериментировать с этим, но тогда было не все до конца продумано, и мы решили отложить эту акцию до следующего раза. Теперь же, думаю, все получилось как надо, и каждый желающий может уйти домой с отличным сувениром - классной записью концерта".
     И, наконец, о "разогревающем" фильме. Эту идею группе подкинул их менеджер, побывавший на одном из концертов последнего турне Пола Маккартни, где перед выступлением на экранах крутили его видеоклипы. У METALLICA в течение получаса экраны показывали различные интервью с музыкантами, фрагменты концертов, клипов - одним словом, некий документальный фильм, охватывающий всю десятилетнюю историю группы. И только после этого на экране появлялись сами музыканты, готовящиеся к выходу на сцену, что они через несколько минут и делали. Далее следовало 2,5-часовое шоу со старыми и новыми песнями, кавер-версиями и соло, причем не только гитарными и басовыми, как раньше, но также и барабанными. Вот здесь-то и появлялась вторая установка, за которой восседал сам Джеймс Хэтфилд! Когда-то в составе алкогольно-хулиганского проекта Spastic Children Джеймс уже попробовал себя в этой роли, и вот теперь, спустя несколько лет, он вновь взял палочки в руки и устраивал каждый вечер с Ларсом настоящие барабанные дуэли, приводя народ в неописуемый восторг.
     "Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы, услышав первые звуки знаменитой мелодии из фильма "Хороший, плохой и злой", понять, что сейчас на сцене появится METALLICA" - писал журнал "Kerrang!" о фестивале "Day On The Green", состоявшемся на стадионе в Окленде, Калифорния, в субботу 12 октября 1991 года. В программе участвовали Soundgarden, Faith No More, Queensryche и, конечно, сами METALLICA, которые играли на этой сцене 31 августа 85-го года, что и напомнил Джеймс Хэтфилд, объявляя один из номеров: "Вы помните "For Whom The Bell Tolls" c 'Cliff 'Em All'?! Это снималось здесь, и круче всех там получился Клифф Бертон! Памяти нашего старого друга!"
     С этого концерта и началось новое мировое турне группы METALLICA, самое грандиозное за всю их историю. Достаточно было лишь взглянуть на сопровождение группы. В то время как сами музыканты в самолете убивали время игрой в покер, чтением прессы, а то и просто сном, внизу, на земле, передвигалась целая автоколонна с аппаратурой и сценическим оборудованием METALLICA - шесть автобусов, 12 грузовиков и 60 человек дорожной команды!
     В ноябре месяце в поддержку американским гастролям был выпущен новый клип, "The Unforgiven", и одноименный сингл. На европейском варианте компанию "непрощенному" составлял кавер известной еще по самому первому демо METALLICA песни "Killing date2". "Эту вещь написал молодой Вивиан Кэмпбел, когда он играл в Sweet Savage, - говорит Хэтфилд. - За эти годы взгляд его на некоторые вещи, естественно, изменился, и перед самой записью этой песни он попросил меня заменить "ниггера" на "киллера". Я был не против и спел, как он этого пожелал".
     На американской же версии "The Unforgiven" оборотную сторону вместе с демо-записью заглавной песни занимала старинная панковская вещица "So What?" группы Anti-Nowhere League, запечетленная ими в виниле в 1981 году. "Все началось с Даффа Маккагана (басист Guns N' Roses), - рассказывает историю появления этого кавера Ларс Ульрих. - Прошлым летом он позвонил мне и сказал, что они собрались выпустить ЕР с четырьмя-пятью панк-каверами, и попросил моего совета в выборе какой-нибудь песни Misfits. После недолгого разговора я сказал ему, что есть вещи много круче и экстремальнее Misfits, и предложил "So What?", а через пару месяцев, когда мы уже готовились к записи своего альбома, я снова встретил Даффа - оказалось, что они даже не нашли этой песни в оригинале. И тут меня словно доской по голове - зачем я насоветовал эту вещь Guns N' Roses, черт возьми, если это может с большим успехом сделать METALLICA! И буквально через день мы ее записали, порепетировав всего пару раз. Это было первое, что мы сделали в студии".
     Но несмотря на это, к Misfits и персонально к ее лидеру Глену Дэнзигу MЕTALLICA питала большую любовь. Будучи в добром здравии, Клифф Бертон заразил творчеством Дэнзига Джеймса Хэтфилда, который впоследствии не раз это доказывал. Не секрет, что идея поместить "Last Caress/Green Hell" на пластинку 87-го года принадлежит именно ему. Кроме того, мало кому известен факт, что партии бэк-вокала на двух композициях - "Twist Of Cain" и "Am I Demon" - с первого сольного альбома Глена Дэнцига исполнял все тот же Хэтфилд. И раз уж мы затронули эту тему, забегая вперед, скажу, что кроме упомянутых композиций Misfits METALLICA исполняла живьем еще пару-тройку дэнзиговских вещей. Так, 5 января 89-го в Сан-Франциско на его концерте Джеймс с Кирком подыграли в "Halloween-II". 21 декабря 1991 года в Нью-Йорке Хэтфилд "покусился" на "Death Comes Ripping" (Misfits '83). И, наконец, 3 июля 1994 года в Чикаго METALLICA вместе с самим Дэнзигом зарядили "London Dungeon" (Misfits '81), которая еще позже, на "Monsters Of Rock-95", разбавила "Seek & Destroy".
     Пока же на дворе творились новогодние торжества, после чего 17 января в Хьюстоне, Техас, METALLICA начали свой гастрольный новый 1993 год. Маршрут американского турне продолжал вычерчивать запутанную кривую на карте Соединенных Штатов. Если же попытаться построить другую кривую, что-нибудь типа плана выполнения промоушн-работ 91-92, то нашему взору представится настоящее стахановское соревнование с самими собой, и вовсе никакая не кривая, а ровненькая такая прямая, уходящая строго вверх. Речь идет о выходе синглов и видеороликов. Создавалось даже впечатление, что METALLICA тупо задались целью перегнать все свои 12 новых песен на отдельные синглы и клипы. Сейчас, конечно, видно, что остановились на цифре 5 - и чтобы в дальнейшем не отвлекаться на них, есть смысл перечислить все эти вехи в хронологическом порядке. Итак, третьей жертвой рекламной кампании METALLICA стала баллада "Nothing Else Matters" - февраль. Ровно через два месяца настала очередь "Wherever I May Roam" (сингл появился, правда, только лишь в октябре, к английским гастролям группы). Тогда же, а именно 5 октября, METALLICA произвели очередной видеозалп - "Sad But True", снятый, кстати, на упоминавшемся уже фестивале "Day Of The Green". Одновременно вышел и сингл, "добитый", как и все предыдущие, концертными трэками с тушинского концерта, а также с демо-версией заглавной песни. Далее металликовцы замахнулись было на "Don't Tread On Me" (был отпечатан даже промо-вариант для радиостанций), но, справедливо, думаю, будет сказано - вовремя одумались. Никаких сомнений, что и сингл, и ролик были просто обречены на успех, однако после пяти предыдущих создавался некий привкус коммерции, в чем METALLICA уже явно перебарщивали. И если с синглами еще можно было мириться, то с видео... Если "Sandman" и "Unforgiven" можно было назвать настоящими шедеврами, сделанными в собственной манере, то последующие три клипа на это звание уже явно не претендовали. Впрочем, это не делало клипы плохими, и даже наоборот, однако METALLICA все же решила приостановить свой хит-конвейер. Интересно также отметить, что идею клипа "Whenever I May Roam" METALLICA, по собственному признанию, просто напросто... стащили. И у кого! У Bon Jovi!!! Вай, вай, вай, а кто писал на гитаре "Kill Bon Jovi"? Уж не Джеймс ли Хэтфилд?
     "Да, - говорит Ларс, - все эти виды с дорогой, самолетом и тому подобные мы впервые увидели у Bon Jovi. Но с тех пор прошло уже столько времени, что я с полной уверенностью могу сказать, что "Wherever I May Roam" сделана в нашем собственном стиле и снова выделяется на общем фоне". Вот так, и попробуйте возразить! Хитер, черт возьми!
     "А вообще, - резюмирует барабанщик, - мы не считаем свои видео частью рекламы. По-моему, это настоящее искусство, и нам всем очень нравится снимать клипы".


Вернуться 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Дальше

Fun But True © Алексей Глебов
 
Copyright © 2000-2013 Сергей Марков, Сергей Чернышев
При использовании материалов сайта ссылка на Metallica.ru обязательна!
 

Вверх Новости История Даты FAQ Биографии Дискография Fun But True Garage Inc. Пресса Фотоархив Видео Тексты DownLOAD Форум Голосование Клуб Спонсоры проекта
RSS feed